Времена

262 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

У Бога был брат, а Христос родился из подмышки: мир глазами старообрядцев…

У Бога был брат, а Христос родился из подмышки: мир глазами старообрядцев…

Для справки немного отправной информации, вдруг кто подзабыл. Старообрядчество — это общественно-религиозное движение, появившееся в конце XVII века после церковной реформы патриарха Никона (1652-1658 гг.), который замыслил привести к новогреческим образцам обряды русского православия. Исправлялись старые богослужебные книги, менялись уставы.

Реформаторская активность Никона чуть не расколола страну, едва не погрузила в гражданскую резню. Отчаянное сопротивление оказывали все слои общества, от бояр — до крестьян. Отторжение вызывали изменения и большого процента духовенства, особенно монастырского. Поскольку была усвоена формула: «Москва — Третий Рим, а Четвертому не бывать».

Вот общественное сознание и бунтовало, многие сочли реформы Никона поруганием основ мессианского Православия, разрушением концепции особой миссии Руси, как единственной хранительницы «чистой веры». Неимоверными интригами и подлыми манёврами… в 1666 году Собор все нововведения Никона узаконил, сторонники древнего богослужения (старообрядцы) были преданы анафеме.

В подполье

Уже в конце XVII веке старообрядчество стало оправляться от разгрома, пытаясь распутать клубок мировоззренческих и самое главное — организационных проблем. Интеллектуальные и духовные ресурсы были крайне скудными, реформы Никона проредили духовников старого толка, встал ребром вопрос о самом институте священства. Его не решили, старообрядцы раскололись на два лагеря: поповщину и беспоповщину.

Первые начали принимать в свои общины «беглых попов», не согласных с позицией патриарха и Собора, вторые постановили — церковь после реформ вовсе лишилась благодати. Нет смысла в совершении таинств, значит… и священник ни к чему. Споры продолжались почти век, пока общее тело старообрядчества не распалось на десятки толков и согласий.

Но с первых гонений начала формироваться уникальная этнокультурная особенность старообрядчества, его полярный феномен. Одной крайностью стала древняя книжная церковная культура, другой… народно-бытовая, ставшая к началу ХIХ века закрытой, реакционной, даже мракобесной.

Старообрядцы стали ортодоксальными религиозными сектами, которые во всех конфессиях шли одним путём: преломлять любое событие и взгляды на мир — через призму Священного Писания. Именно на страницах Библии находятся ответы на все вопросы, объяснены явления, уже готовы важные решения. Как всегда бывало, именно Писание использовалось для подтверждения собственных суждений, порой невежественных или крайне опасных.

Старообрядцы успешно прошли этот путь по граблям, ударившись во вполне понятную ересь. Начали создавать параллельную религиозную культуру на вторичных текстах (метатекстах), которые становились «живой материей» через индивидуальные предпочтения рассказчика, его риторические приёмы, выбор сюжетов и ключевых понятий, расстановки акцентов в библейских событиях. Так формировалось ментальное поле каждой общины, всего старообрядчества.

Источники

Религиозные предания ненавистников официальной церкви опирались на два типа источников. Первыми были наиболее популярные и традиционные в христианстве сюжеты из Библии, Житий святых, Миней, апокрифов, рукописных повестей, духовных стихов и даже лубочных картинок.

Второй тип источников был исключительно народным, необычайно разнообразным. Рассуждения «о божественном» наиболее авторитетных членов общин, проповеди беглых священников-расстриг, красочные толкования светских событий, природных явлений, предзнаменований, примет и так далее. Обычный народный фольклор, но просеянный через мелкое религиозное решето.

Такие рассказчики и собиратели «мудрости господней» часто не были знакомы с письменными церковными источниками. Литература читалась и толковалась самостоятельно, а слушатели часто не имели к ней доступа. Но яркими риторическими приёмами сюжеты закреплялись в памяти. Дальше наступала цепная реакция передачи повествований, их приукрашивание и… полная потеря первоначального источника информации:

«Нам дед книгу такую читал, там много интересного пишут, да нету у нас теперь книг тех».
«Нам старики рассказывали, у них книги такие были, специальные».

Именно так отвечали этнографам и историкам старообрядцы в конце XIX — начале ХХ веков, когда их просили объяснить… откуда вы такой лютой дичи набрались в толковании вполне обычных и недвусмысленных библейских сюжетов? Ответ был таков, обязательно с горьким вздохом:

«Это из старинных книг всё взято. Старые люди рассказывали. Они ведь ближе к божественному были, не как мы теперь, грешники».

Разночтения…

Старообрядцы-поповцы сохранили (в той или иной степени чистоты) ключевые сюжеты «народной Библии», где основное чтение — это Евангелия. Не особо искорёжили главные события Ветхого Завета о сотворении мира и человека, происхождении добра и зла, смысл разрушения богом Вавилонской Башни и предназначении Потопа. Поскольку литература имеется под рукой, такие тексты и рассказы практически идентичны письменному оригиналу Библии и Книги Бытия.

Но стоит забраться в таёжную глушь к «беспоповцам», туши свет и выноси святых. Их религиозные представления порой настолько далеко ушли от канона, что вполне можно говорить о язычестве. Либо об архаических дуалистических верованиях.

На Енисее и в Кировской губернии даже сегодня вам могут рассказать: у бога был брат, с которым он постоянно собачился. Сибиряки уверены, что единоутробный близнец Творца (их породил сам Христос) потребовал часть мира, «свой пай». Свара зашла столь далеко, что началось олимпийское соревнование, закончившееся созданием ада:

«Господь от сотворил небо. А этот брат ещё выше взлетел и ещё небо сотворил. Господь ещё выше взлетел и ещё небо сотворил. Потом сдвинул этого брата, и тот глубоко в землю ушёл.
И уходит, уходит, уходит, и вспомнил, молитву сотворил Исусову. И остановился. А Бог ему сказал: «Живые люди мои будут, а мёртвые — твои». Хоть грешники, хоть не грешники, все были у беса».

Откуда они выкопали это наидревнейшее верование индоевропейцев о двух братьях-демиургах… никто точно не скажет. Как удалось впихнуть в это повествование «молитву Исусову» — тоже загадка. Но старообрядцы вам ответят: ещё до всех богов она была Первоисточников всего, потому что «Исусова молитва со дна моря достанет».

Когда этнографы, сдерживая хохот, попросили довести сказание до логичной развязки… удивились ещё больше. Оказывается, Иисус спустился после распятия в ад, вывел оттуда всех обитателей и ударил по рукам с Антихристом. Обязавшись заменить спасённый им контингент на пьяниц и блудниц:

«и года не прошло, а сатана взмолился о пощаде, потому что ему негде стало жить».

Такие мотивы легенды особенно популярны у старообрядцев коми-зырян на Верхней Вычегде и Печоре. С одним уточнением: преисподняя заполняется… курильщиками табака. А их собратья из Ненецкого Автономного уже расскажут свою историю о Сотворении.

Противоборство двух братьев (Бога и Сатанаила) за душу человека вылилось в бурение вторым небесной сферы. Через эту дырку… плохой брат отправил на землю свои испражнения, которые стали метафорическим Злом.

Забавные эпизоды.

Очень интересны среди различных групп старообрядцев устные толкования эпизода с Потопом и строительством Ковчега. Оказывается, пока Ной ссорился с женой, на посудину проник бес. Долго прятался в загонах «специальных» животных, поэтому замысел бога и не удался, Зло опять вернулось в мир. Главные союзники беса тоже известны, старообрядцы строго поделили зоологический мир на плохой и хороший:

«Мышка, если попадёт в посуду, надо посуду выбросить. Она нехорошее животное. В ковчеге стала грызть пол. Тигр чихнул, из ноздрей выскочила кошка и побежала за мышкой. А лягушка села на дыру, закрыла собой, потому ковчег не утонул. Они спасли людей. Их надо уважать».

Само собой, народное прочтение Библии легло в основу некоторых религиозных, бытовых запретов и предписаний для старообрядцев. Очень интересно были истолкованы многие евангельские сюжеты. Самый популярный — это запрет стирать и работать в церковные праздники:

«Мария Магдалина, блудница, собралась в церковь на пригорке. Там плескалась женщина, и она осудила грешницу, ну, мысленно осудила. Та ушла в пустыню. А осуждавшая полоскала в большой праздник. Сама осудила, а сама тоже не по правилам жила. За тот грех и попала в ад».

То есть, в среде «беспоповцев» началось крайне любопытное упрощение сложных теологических концепций. Их свергли с небес на грешную землю, полностью приблизили к реалиям крестьянской или таёжной жизни. А рассказчики в течение нескольких поколений перевели возвышенную софистику и демагогию морализаторов в рясах… на понятный и простой язык.

Непорочное зачатие и девственность Богородицы объяснялось так: Мария была непорочна всю жизнь до самой смерти, а Иисуса родила… из подмышки.

Эпизоды борьбы

Но самые ходовые, популярные и захватывающие легенды ходят в среде старообрядцев о собственной истории. Они крайне любопытно толкуют суть догматических разногласий, приведших к церковному Расколу. Если «книжники и поповцы» довольно верно следуют логике и хронологии событий, то «народные» старообрядцы выдают порой удивительные объяснения.

Во-первых, эти «беспоповцы» на дух не переносят слово «раскольники». А историю времен патриарха Никона рассказывают так:

«Была така древняя вера христова — раскольники. Ужо при Никоне власти много взяли. Но царь-антихрист другое решил и оне для блезиру немножко и туда… испугались. Но оне наши тоже, старообрядцы заблудшие».

Понимай как знаешь. Скорее всего, так были названы единоверцы, которые мирились с новыми церковными реформами, но тайно сохраняли старообрядческий устав. Но главное объяснение Раскола почти все знают назубок: это исправление Писания, которое обязательно закончится гибелью христианских душ.

«Изменять нельзя ни слова, апостол Павел ещё говорил, ни прибавить, ни убавить, не переставить. Если изменишь, анафема будет. Если изменили, уже не христианин, а еретик».

Вторым демоном после Никона назначен в среде старообрядцев император Пётр I. Именно их сговор «для облегчения веры, им тяжело показалось» и стал главной причиной гонений. Потому что «никоняне» не хотели постов соблюдать, удумали табак курить и пить беспробудно, да

«на всё доход иметь, а ведь раньше было всё бесплатно, по-божески. А святость старообрядцев мешала».

Народники-старообрядцы свои истории рассказывают понятнее. Мол, Никон собрал из всех каторжных тюрем и богаделен умеющих читать пьянчуг, и «по бесовскому наущению» заставил переписывать все книги и законы старинные. Дьячков к ним поставил в столь же невменяемом состоянии:

«так те знаки препинания пропускали, молитвы перепутали. Места целые выкидывали. Кто-то, может, на совесть писал, да запил как человек. Как же им-то святое дело доверили?».

Интересно послушать старообрядцев об истории Церкви вообще. Христос был… конечно же православным. Апостол Павел и Андрей Первозванный создали Церковь, сначала окрестив Русь. Но потом от православия отпал Рим, следом — Царьград (Константинополь). Лишь Москва до последнего сопротивлялась, но

«наученный греком и жидовином Ареем (Арием?) патриарх Никон сжёг Аввакума и бесы одолели богоспасаемую Россию соблазнами римского богатства».

Содержание прочих старообрядческих сюжетов большей частью более фантазийны, но заметно общее правило: разделённые десятилетиями Никон и Пётр I — друзья-товарищи, действуют заодно в одно время. Собор 1666 года отнесён на начало XVIII века.

Последние оплоты старообрядчества назначены в земли Войска Донского, на Соловки. Но они пали под ударами царя-антихриста. Зачастую имени Петра I не помнят, называя государя библейским «царём Иродом». Часто путая его с отцом, Алексеем Михайловичем.

У Бога был брат, а Христос родился из подмышки: мир глазами старообрядцев…

(Иллюстрация из открытых источников)

Ожидания старообрядцев.

О, это целый пласт нарратива, почти бесконечный. Начинается всё с утверждения, что «наша вера истинная, только в России сохранилась, а всего их 77, но правильная одна наша». Из этого логично вытекает, что только старообрядец спасает мир от Страшного Суда.

«Ведь пока ходит хоть один верный заповеди Христовой, тогда повременит Господь».

Именно среда старообрядчества исправно поставляет самые различные пророчества, когда Судный день насупит. Это был 1866 год, потом 1886, ожидали с ужасом в 1900 году (смена веков), потом в 1992-ом: «уже восьмая тысяча от сотворения мира пошла, как в Книгах писано».

Любые исторические и социальные потрясения (войны, революции, реформы, антихрист Ленин, развал Союза), необычные природные явления — всё толковалось старообрядцами как апокалипсические признаки наступления последних дней. Что поразительно, «поповцы и беспоповцы» одинаково понимают его сценарий. Конец наступит спонтанно и неожиданно, ударят ураганы, наводнения и вспыхнут леса,

«на восточной стороне неба появится огненный крест, расколет землю огненная река с востока на запад».

На одном берегу окажутся грешники, на противоположном — праведники:

«Из тысячи мужчин один спасётся, а женщин — из тьмы одна. Бесья полетят как ангелы, на них веночки гореть будут, спустит Господь Илью-пророка для суда».

Сегодня число пророчеств не снижается, современные мировые события трактуются столь же дотошно, в ключе грядущего Апокалипсиса. Ухудшение экологической обстановки во многих регионах Сибири очень интересно преобразовались в предсказания и ожидания:

  • «Вода в реках стала отравленная, а перед самым концом её вовсе не станет»;
  • «Кругом в тайге золото и прибыток честному человеку валяется, а никому не нужно»;
  • «Дороги стали в камень одевать, тракторы землю багромят (портят, делают плохими), есть и пить нечего будет скоро»;
  • «Лето теперь холодное, а зима теплая. Все наоборот, значит. Близко до конца теперь».

Абсолютно все старообрядцы верят в появление (перед Судным Днем) лжепророков. Это отголоски времён Никона, когда возник яростный спор о времени пришествия Антихриста, его облике. Именно свара в этом вопросе расколола старообрядцев на «поповцев» и «беспоповцев».

Первые буквально принимали библейские тексты, ожидая прихода физически реального Антихриста накануне гибели мира. Вторые понимают явление Зверя иносказательно, в «духовном и приточном» смысле, считая лжепророком любое отступление от веры, канона, заповедей. Уверены: сатанинское пришествие уже свершилось, весь окружающий мир давно стал «царством Антихриста».

  • «Все, кто в Бога не верят, уже Антихрист»;
  • «Зло людям делать, ругаться, креститься неправильно — быть Антихристом»;
  • «Все кругом Антихрист, время теперь такое. Ведь вышел он из моря. А море — это люди, людские пороки»;
  • «Не Никон был Антихристом, а те, кто его учение распространяют».

Подводим итоги.

Несмотря на технический прогресс, систему всеобщего образования и доступность любых знаний и новых идей… старообрядцы крайне консервативны и упрямы. По сей день считают символическим «клеймом Антихриста» печати в паспортах, на деньгах, в логотипах. Даже государственный герб России тайком проклинают.

До сих пор старожилы отказываются фотографироваться сами, категорически запрещают своим детям. Журналистов гонят прочь, не разрешая делать снимки домов, предметов быта и интерьера, ведь фото и даже отпечатки пальцев — «печать Антихриста».

Особенно противятся присвоению всяких ИНН и социальных номеров. Многие считают грехом смотреть телевизор («бесовской ящик») и слушать радио: «кто-то говорит, а кто не видно — это бесовское искушение». С электричеством, интернетом и авиацией, к таким вообще лучше не подходить, ведь прямая параллель с Апокалипсисом:

  • «сеть, опутавшая небо, железная паутина перед Судом будет»;
  • «сказано было, будут летать повсюду железные птицы в последние времена».

Особенно нервируют старообрядцев действия власти, куда до них всяким либералам. Анализируя общественные современные отношения, градус ожиданий конца света только усиливается:

  • «люди друг друга ненавидят, ругаются между собой, брат на брата, сын на отца»;
  • «греха не боятся, делают что хотят»;
  • «у женщин стыда не стало, делают аборты, носят все мужское»;
  • «кругом раздор да брань, согласия нет меж людьми».

То есть, налицо стойкое желание преобразовать любую информации из внешнего мира — через призму своих религиозных преданий, мыслить в категориях традиционного сознания. Плохо сие или нет… не знаю. Но порой крайне любопытно, забавно, даже смешно. Пусть будет!

У Бога был брат, а Христос родился из подмышки: мир глазами старообрядцев…

Картина дня

наверх