Времена

262 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

Что такое мужество?

Почему поколение, воспитанное на фильмах о Великой Отечественной войне, позволило развалить страну?

Начнём с простого теста: подберите три синонима к слову «мужество». Первые, которые пришли вам в голову. Запишите их комментарием (ну, или просто запомните), а потом продолжим, хорошо?

Чтобы было «по-честному», я прямо здесь запишу аж пять своих синонимов: «сила», «стойкость», «храбрость», «решительность», «героизм». Совпали мы с вами, нет?

Я схитрил. Постарался подстроиться под предполагаемые ответы. То есть написал то, что, по идее, должны были написать вы. А на самом деле я бы выбрал другие слова.

«Терпение», «ум», «прозорливость». Можно ставить точку: во-первых, дальше всё более или менее понятно, во-вторых, слова эти настолько… скууучные, что хочется упасть со стула. Ну, я попробую исправить положение серией нескучных картинок.

Надеюсь, вы видели фильм «Капитан Алатристе». Если нет, пролистайте галерею – впечатление будет не то, но суть понятна:

Кадры из кинофильма "Капитан Алатристе"
Что такое мужество?
Что такое мужество?
Кадры из кинофильма "Капитан Алатристе"

Это «боевая работа» испанской терции – специального построения пикинеров, мечников и аркебузиров (или мушкетёров).

Помню, в каких-то военных мемуарах XVII века я прочитал, что секрет терции, заключался, среди прочего, в следующем: её слаженные действия в бою были результатом монотонного изнурительного труда, требовавшего от пехотинца всех его сил и всего внимания, так что на «переживания» (страх перед врагом, смертную тоску, боязнь готового вонзиться в тебя железа) сил просто не оставалось.

Так это или не так, не мне судить, но это соотносится с рассказами ветеранов нашей Войны, которые мне самому приходилось слышать: боевые столкновения – это десять процентов, а на девяносто процентов война – изнурительная работа: пушку окопай, раскопай, да толкай по грязи, лошадь может встать, а человек – нет...

Между тем, официальное советское патриотическое воспитание (то, которое помню я, пионер конца семидесятых – начала восьмидесятых) строилось на прославлении подвига. Представления о войне, как о неизбежной и изнурительной нудной работе у нас (не только у детей, но и у большинства взрослых из послевоенного поколения) не было.

Но парадокс в том, что на подвиг – выплеск, импульс – может оказаться способен и слабый человек. Помните?

Прекрасное стихотворение...

Мои ровесники помнят: когда по телевизору начинался фильм про войну, двор пустел. Но вот если про тружеников тыла... Нам, тогдашним детям, было не то чтобы непонятно, но как-то неинтересно идеологическое клише «Победу в Войне одержал народ». Победу одержали те, кто колол штыком, бросал горящий самолёт на вражескую колонну и закрывал грудью амбразуру. Это было понятно. А что делал народ?

Когда нам говорили, что народ «много вытерпел», мы это понимали так: голодал и холодал, снёс много жестокостей. «Терпеть» означало «сносить». Понятие победного терпения нам было плохо знакомо (ну, кроме тех, кто всерьёз занимался спортом).

В общем, подвиг – это когда бах!.. и победил. Благодаря предельному, но кратковременному напряжению всех сил. Примерно так мы это себе представляли. И, пожалуй, примерно так же понимали это методисты патриотического воспитания: «Деткам про подвиги интересно, а про остальное нет».

В результате поколение, выросшее на фильме о разведчике Кузнецове, на книгах о пионерах-героях, на сочинениях «В жизни всегда есть место подвигу» (вы писали такое?) не только позволило развалить Советский Союз, но и посильно в этом участвовало. «Хотели лучше жить».

Так может, нас воспитывали неправильно?..

«Мужским характером» называется способность к терпению, преодолению и пониманию, «как всё устроено». Мужская твёрдость, уверенность, надёжность происходит от знания – «что будет, если я поступлю вот таким образом», а такое знание, в свою очередь, происходит от знания «как всё устроено».

Не как должно быть устроено по нашим представлениям о справедливости, а как есть.

 

Недавно мы провели опрос серди юных читателей нашего журнала, предложив выбрать «главное в жизни» – из следующих предложенных вариантов:

1. Сама жизнь (здоровье)

2. Честь и совесть

3. Знания и ум.

4. Сила и власть.

5. Благосостояние, богатство и те возможности, которые оно даёт.

Одна девочка одиннадцати лет, перебирая варианты, заметила, что совесть в качестве главной ценности выбрать, к сожалению, не получится, «потому что в жизни иногда приходится и соврать», «а с честью – это как с мальчиками писателя Крапивина, будет много конфликтов».

Читатели журнала "Лучик"
Читатели журнала "Лучик"

Приятно, что дети и сегодня читают Владислава Петровича Крапивина, а интересное наблюдение насчёт «конфликтов» нуждается в уточнении. Одно дело конфликты в книжках, они нужны, без них неинтересно читать. Другое дело, что у многих воспитанников крапивинского клуба «Каравелла» возникали проблемы с «социализацией» в реальной жизни. И знаете, почему? Она казалась им слишком подлой и низкой, несправедливой, «неправильной».

«Знать, как надо», как должно быть – это прекрасно и это необходимо, без этого невозможна нравственность, культура, невозможно подвижничество и невозможен подвиг. Но мужество состоит не только в том, чтобы «знать, как надо», а ещё в том, чтобы знать, как есть. (А это чаще всего, да, неправильно, некрасиво.)

Далее – необходимо понимать, почему это есть именно так. Понимать не для того, чтобы «простить» несовершенства этого мира, смириться с ними, а для того, уметь с ними справляться. Чтобы управлять ситуацией, а не оказываться её жертвой – подобно Дон-Кихоту, отважно атаковавшему мельницу...

Гюстав Дорэ. Иллюстрация к роману Сервантеса "Дон-Кихот"
Гюстав Дорэ. Иллюстрация к роману Сервантеса "Дон-Кихот"

Отваги, высоты помыслов, благородства Дон-Кихоту было не занимать. Не хватало знания и понимания, как всё устроено.

Есть, конечно, противоположный пример – также главный герой великого литературного произведения, который прекрасно понимал, что происходит, и осознавал, какие возможности даёт ему его разум («поместите меня в скорлупу ореха – я и оттуда буду править миром», говорил он), но при этом ему не хватало Дон-Кихотовской решимости, чтобы действовать...

(Если догадались, о ком речь, пришлите нам личным сообщением его имя – и мы отправим скромный подарок. Какой – смотрите ниже. Только, пожалуйста, в комментариях не пишите!)

...Так что про подвиг тоже забывать нельзя. Особенно сегодня, когда уже никто, никакие «воспитатели» подвига ни от нас, ни от наших детей не ждут и не требуют, а требуют только послушания и стремления к комфорту.

Мы и не забываем. Как-то раз в журнале рассказали о подвиге Александра Матросова. (Казалось бы – ну кто этого не знает!) А потом по опросу оказалось, что именно эта статья показалась детям самой интересной в номере! Понимаете?

НИЧЕГО ЕЩЁ НЕ ПОТЕРЯНО.

За год до трагической кончины Владислава Петровича Крапивина, у меня состоялся с ним коротенький телефонный разговор. Я тогда спросил его: «Владислав Петрович, вы полвека работаете с детьми. Сильно они изменились?» Вот его ответ:

– Да совсем не изменились они. Дети всегда одинаковые: любознательные, доверчивые, чистые. С ними надо заниматься, разговаривать... Надо работать.

* * *

Дорогие друзья, подписчики и гости! Мы ведём этот канал, чтобы привлечь внимание к детскому бумажному журналу, который мы издаём. В нём мы стараемся передать детям частичку опыта нашего поколения – жившего в другой стране.

Стараемся воспитать любопытство к большому миру науки, путешествий и открытий, любовь к неутилитарному знанию, веру в будущее человечества, пытаемся научить размышлять.

Необязательно отвечать на вопрос про нерешительного литературного персонажа, просто выберите журнал, содержание которого вам больше понравится, и мы пришлём его вам на указанный вами адрес электронной почты.

Что такое мужество?

Содержание этих номеров:

1. Права ли была мама в рассказе Носова "Огурцы", когда сказала "Пусть лучше у меня вовсе не будет сына, чем будет сын вор"? Мир состоит из атомов, атомы - из элементарных частиц, а элементарные частицы – из кварков. А из чего кварки?.. Разбираемся, что такое "пространство-время".

2. В песне про Гагарина поётся: "Словно вдоль по Питерской, пронёсся над Землёй". Почему? Что значит "вдоль по Питерской"? Что такое "общество потребления", почему не надо брать кредиты, и почему у героев рекламы так часто бывают глупые лица?

3. Почему быть умным важнее, чем быть богатым? Почему надо слушать классическую музыку, и как начать, если никогда этого не делал? Чем романтизм отличается от романтики? Почему вредно использовать в речи сленг – и особенно матерную ругань?

4. Как открыли... вселенную? Может ли математика ошибаться? Что такое сентиментализм – и что такое сентиментальность? Чем занимается экспериментальная археология? Разбираем стихотворение Г. Поженяна "Я принял решение".

А продолжение статьи о воспитании мужества можно прочитать здесь:

Как рассказы Николая Носова воспитывают мужественность

Картина дня

наверх