Раз в год россиян традиционно ждет индексация тарифов ЖКХ. Из-за грядущего повышения налога на добавленную стоимость (НДС) Минэкономразвития (МЭР) предложило на 2019 год новый план повышения тарифов. Позже к обсуждению подключились и другие правительственные ведомства.
1Предложение Минэкономразвития
Министерство предложило проиндексировать тарифы ЖКХ в 2019 году в два этапа: с 1 января — на 1,7% и с 1 июля — еще на 2,4%.
Свое предложение Минэкономразвития направило в Минэнерго, Минстрой и Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
2Рост останется прежним
Сейчас по закону тарифы повышаются один раз в год — с 1 июля. Предельный рост платежа в среднем по России не должен превышать целевую инфляцию, то есть около 4% в 2019 году.
Таким образом, власти рассчитывают, что общий рост за год при двухэтапной схеме должен остаться примерно таким же — 4,1%.
Но окончательный размер повышения зависит от регионов, для которых правительство устанавливает предельные индексы роста. Они могут быть как выше, так и ниже средней по стране ставки.
3Компенсация повышения НДС
В Минэкономразвития объяснилисвое предложение необходимостью синхронизировать индексацию тарифов с повышением НДС на 2% с 1 января 2019 года. Это поможет компенсировать издержки ресурсоснабжающих компаний, которые возникнут из-за изменения НДС.
Как подсчитали ранее в Ассоциации «ЖКХ и городская среда», при повышении НДС только за первое полугодие коммунальщики рискуют потерять до 45 млрд рублей, а общий долг в отрасли в 2019 году может вырасти до 1,5 трлн рублей.
При этом именно стоимость услуг при индексации с 1 января никак не поменяется — вырастет только величина налога, включенного в платежку.
4Возможные поправки в закон
Чтобы реализовать предложение Минэкономразвития могут потребоваться поправки в законодательство. Так как действующие нормы регламентирует, что тарифы на 1 января не могут превышать тарифы на 31 декабря предыдущего года, а индексация проводится 1 июля.
Поэтому, чтобы избежать противоречий, в ведомстве предложили оставить в силе эти ограничения, но сделать разовое исключение из-за повышения НДС. При этом совокупный рост платы по итогам 2019 года должен остаться, как упоминалось ранее, в пределах целевой инфляции.
5Минэнерго поддержало идею
Минэнерго тоже подключилось к обсуждению.
Ведомство поддержало идею о двойной индексации, но вот сами тарифы предложило увеличить с 1 января на 1,7%, а с 1 июля — еще на 4%. Первое изменение должно помочь отыграть повышение ставки НДС, а второе — непосредственно инфляцию.
Таким образом, общий рост тарифов может составить около 6%, что выше предложения Минэкономразвития.
Вице-премьер Виталий Мутко 16 августа сообщил, что решение о возможности роста тарифов на коммунальные услуги с 1 января 2019 года из-за роста НДС примут до сентября.
6ФАС выступила против
ФАС не поддержала идею Минэкономразвития о двухэтапной индексации тарифов ЖКХ в 2019 году.
Глава службы Игорь Артемьев объяснил, что в большинстве регионов тарифы и так уже необоснованно завышены. Ведомство согласилось повысить тарифы дополнительно на 1,7% с 1 января только в тех регионах, они ниже «эталона».
А вот там, где они выше, ФАС предложило либо снизить их, либо перевести их в обязательные инвестиции, то есть направить доход от высокого тарифа на ремонт и модернизацию.
7Другое мнение
А вот в Санкт-Петербурге предложили увеличить тарифы на услуги ЖКХ единовременно — как обычно с 1 июля, но на 5%. Это больше целевой инфляции, но меньше суммы двухэтапной индексации.
8Услуги ЖКХ
Эксперты напомнили, что в Жилищном кодексе нет понятия «жилищно-коммунальных услуг» — в нем говорится о плате за жилое помещение, за содержание жилого помещения (капитальный ремонт) и за коммунальные услуги.
Согласно кодексу, в коммунальные услуги входят:
• холодная и горячая вода;
• отведение сточных вод;
• электричество;
• тепло;
• газ, бытовой газ в баллонах;
• твердое топливо (при печном отоплении);
• обращение с твердыми отходами.
В инициативе Минэкономразвития можно найти как свои плюсы, так и минусы, считают эксперты.
С одной стороны, реализация может способствовать модернизации российского коммунального комплекса. С другой, грозит увеличить расходы региональных бюджетов на выплаты компенсаций социально незащищенным категориям граждан.
Рост тарифов традиционно ляжет на плечи населения, отметил председатель президиума ассоциации ТСЖ Ростовской области Сергей Атаманенко, при этом поэтапность не сыграет значимой роли.
В Центре общественного контроля ЖКХ Ленинградской области призывают жилищно-коммунальные хозяйства повышать эффективность работы и таким образом компенсировать выпадающие доходы.
Кроме того, любое повышение тарифов сказывается и на общей инфляции. Но основным фактором, который на нее повлияет, в 2019 году все равно останется изменение НДС.
Тарифы ЖКХ повысят дважды в 2019 году
РБК узнал о планах Путина внедрить «эталонные тарифы» в ЖКХ и энергетике
До конца июля 2019 г. регионы могут перейти на эталонный принцип формирования тарифов в ЖКХ и сетевом комплексе, долгосрочные тарифы на 5–10 лет, а также лишиться возможности поднимать тарифы для населения выше установленного уровня без согласования с ФАС. Соответствующие поручения президента Владимира Путина содержатся в проекте протокола по итогам заседания президентской комиссии по ТЭКу 27 августа, сообщает РБК со ссылкой на документ.
С предложением об эталонных тарифах выступил руководитель антимонопольной службы Игорь Артемьев. Путин поручил правительству реализовать это предложение до 31 июля 2019 г., подтвердил изданию один из участников заседания.
«Сегодня в отдельных субъектах сложилась практика продавливания необоснованного роста тарифов. В итоге вырученные средства идут не на развитие региональной энергетики, а, соответственно, в карман конкретным лицам, близким к тем, кто принимает решения подобного рода. Есть предложение изменить эту ситуацию путем внедрения эталонного принципа формирования тарифов», – заявил Путин на комиссии.
Речь идет об эталонных затратах на модернизацию мощностей, пояснил «Ведомостям» федеральный чиновник, принимавший участие в заседании комиссии. Типовые решения модернизации ТЭС и их нормативная стоимость были разработаны Минэнерго и согласовывались с антимонопольным ведомством, указал «Ведомостям» заместитель руководителя ФАС Виталий Королев: «Эти типовые проекты будут выноситься на конкурс, и генерирующие компании на их основе смогут сформировать свои предложения по цене мощности. Она также определяется на конкурсе и не регулируется государством».
Механизм позволит установить справедливую стоимость проектов модернизации, чтобы генерирующие компании не предлагали дорогие и необычные решения, считает Королев: «Это сделает предложения генераторов понятными и сопоставимыми. Для потребителей это означает прозрачное формирование цены на мощности».
Сейчас тарифы для каждой теплоснабжающей и сетевой организации ежегодно устанавливают власти регионов, и в такой системе есть пространство для завышения или занижения расходов энергетиков в зависимости от того, «как договоришься» с местными властями, указывал РБК один из участников обсуждения.
Внедрение механизма эталонных операционных затрат обсуждается в энергетической отрасли с начала 2017 г. ФАС уже утвердила методику расчета эталонов для энергосбытовых компаний, она заработала с 1 июля 2018 г. ФАС оценивала экономию потребителей от новой методики расчета эталонной сбытовой надбавки в 12,7 млрд руб. за три года.
Свежие комментарии