На могиле прусского короля Фридриха Великого, которая находится в дворцово-парковом комплексе Сан-Суси в Потсдаме, всегда можно увидеть клубни картофеля. Их кидают немцы в благодарность за то, что в 18 веке Фридрих заставил крестьян выращивать этот новый плод.
"Фридрих Великий, король Пруссии, очень хотел, чтобы немцы стали есть картофель. Он понимал, если есть два источника углеводов — зерно и картофель — то цена на хлеб будет более устойчивой. И риск голода намного снижается, потому что у вас два продукта для пропитания, а не один.
Но проблема была в следующем: картошка выглядит не очень. Более того, в XVIII веке пруссы вообще употребляли очень мало овощей. В-общем, он попробовал внедрить картофель в принудительном порядке. На что прусские крестьяне ответили: «Мы и собак не можем заставить есть эту гадость. Она отвратительна и никуда не годится». Архивы сохранили упоминания о казнях за отказ выращивать картофель.
И он попробовал применить план Б. Он использовал маркетинговое решение, объявив картошку королевским овощем. И никто, кроме членов королевской семьи, не имел права его есть. Он посадил картофель на королевском картофельном участке и поставил охрану, которой были даны указания охранять ее денно и нощно. Но было еще и секретное указание: не охранять ее слишком уж хорошо. Крестьяне XVIII века знали, что существует проверенное жизнью правило: если что-то стоит охранять, значит это стоит и украсть. И вскоре началось массовое подпольное выращивание картошки в Германии. Фридрих Великий провел эффективный ребрендинг картошки. Это абсолютный шедевр.
Он очень хороший маркетолог, этот Фредерик Великий. Но он и в подметки не годится Ататюрку. Ататюрк очень хотел, чтобы женщины не носили в Турции платки, он хотел осовременить страну. Скучные люди просто запретили бы покрывать голову. Но это вызвало бы жуткое негодование и сопротивление. Ататюрк проявил фантазию — он обязал всех проституток носить платок.
Ататюрк осознал два фундаментальных принципа. Первый: все ценности на самом деле относительны. Любая ценность субъективна.
И второй фундаментальный принцип — убеждение чаще более действенно, чем принуждение."
Свежие комментарии