Времена

262 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

Кто принял высокие идеи к сердцу, а кто лишь «на язык»?

Горький опыт СССР показал, что люди в массе своей принимали идеи, заложенные в основе Советского Союза, по-разному. Одни воспринимали их всей душой. И в годы войны шли за них на смерть! Другие брали их не в сердце, а лишь на язык, только, чтобы произносить высокие слова, сдавать экзамены, писать сочинения. А в душе оставались чуждыми, холодными, равнодушными. Скажу о своем поколении, вступившем в сознательную жизнь после войны. Декабристы говорили о себе: «Мы дети 1812 года». А наше поколение могло сказать: «Мы дети 1945-го!».

Я вспоминаю свое поколение. Оно от родителей переняло отсвет великой Революции и грозной войны 1941 – 45 годов. Честное пионерское! Для нас высокие Идеи не были пустым звуком, они были окрашены цветом Красного Знамени. И потому эти идеи мы воспринимали всей душой. На линейке, перед строем пионеров, вожатый провозглашал: «К борьбе за дело Ленина – Сталина будьте готовы!». И мы, подняв руку в пионерском салюте, дружно отвечали, как клятву – «Всегда готовы!». В детских спорах, доказывая свою правоту, мы приговаривали: «Ленин правду любит!». И клялись: «Под салютом всех вождей!». Многие пронесли свои пионерские убеждения через всю жизнь! Конечно, не все из нас были одинаковы по своим убеждениям. Но сама жизнь СССР 20-х – 50-х годов способствовала подъему человеческого духа, усвоению высоких Идей. И такие люди были Знаменоносцами, символами той эпохи.

Как же могло случиться, что к истинным коммунистам пристроились те, кто прятали нож за пазухой как Горбачев, Ельцин, Кравчук, Шеварднадзе, А. Яковлев и им подобные? В свое время они нанесут предательский удар в спину! Разгадка гибели СССР заключается в том, что наряду с авангардом советского народа, преданного высоким Идеям душой, была масса грешных людей, лишь носивших звание «советских граждан». Что же скрывалось на дне души обывателей и мещан, ставших опорой убийц СССР?

СССР был подорван реальными противоречиями, которые обострились к концу 70-х, началу 80-х годовБольшинство населения СССР оказалось ниже Высоких Идей, заложенных в его основании! В чем заключались эти противоречия?

1. Снимем розовые очки, сквозь которые обычно рассматривался «советский народ». В СССР господствовал культ понятия " Народные массы". При этом массы идеализировались, покрывались лаком умиления. А они ведь складывались из совершенно различных по уровню сознания и поступкам людей! И массы выступали то опорой прогрессивных, а то – и реакционных сил! Из чего складывается жизнь рядового, массового человека? На первый план выступает забота о «хлебе насущном», о материальном достатке! Как обеспечить для семьи разнообразное питание, насытить желудок? Как решить «квартирный вопрос» – проблему жилья? Как одеться и обуться, к тому же, модно, выглядеть «как люди»? Как решать проблемы отдыха, развлечений? – Эти вопросы самые жизненные и от них не уйти! Обеспечение потребностей людей – основа жизни и развития человеческого общества! Но как обеспечить эти потребности? Один путь: это обогащение меньшинства – собственников средств производства за счет эксплуатации тружеников. Мы отбросили этот путь и с 1917 года встали на другой : поднимая благосостояние большинства через развитие общественного производства коллективным трудом. Этот путь требовал упорного труда на протяжении большого ряда лет. Но индивидуум не хотел ждать, он требовал: здесь и сейчас! И в основе жизни советского народа было реальное противоречие: между насущными потребностями индивидуумов и возможностями общества в удовлетворении этих потребностей! Степень разрешения этого противоречия во многом определялось уровнем развития производства и содержанием, характером духовного склада личности.Достижение роста уровня жизни своей семьи имеет для широких масс первостепенное значение!

Виноват ли социалистический строй, наши высокие Идеи, что уровень жизни народа был еще далек от индивидуальных потребностей и притязаний? Почему возможности советского общества были ограничены? Вспомните, что начинать строительство социализма нам довелось с уровня отсталости царской России, страны деревянной сохи и железного цепа, с 80%-ой неграмотностью, к тому же разоренной годами империалистической, а потом гражданской войны. Плюс к этому, с постоянной смертельной угрозой новой войны со стороны империалистического окружения. Укрепление обороны, восстановление после Великой Отечественной войны, новый этап ракетно-ядерного противостояния с мировым империализмом во главе с США требовали огромных затрат средств, отвлекавшихся от подъема благосостояния народа.

Да, уровень обеспечения материальных потребностей советского народа значительно уступал наиболее развитым странам Запада. Мы имели свои преимущества, рожденные шагами к социализму: отсутствие безработицы, бесплатное образование, медицинская помощь, получения жилья и т.д. Однако возможности материального обеспечения были ограничены уровнем развития экономики и соответственно величиной зарплаты. Я, сельский учитель, а затем городской школы могу судить по себе. Приобретение одежды, обуви, мебели и т. п. было большой проблемой. Помнится, на гонорар от научной статьи удалось купить костюмчик из синтетических материалов. Но случилась беда. Как – то зашел в кабинет завуча, где разбиралось поведение набедокурившего школьника в присутствии его матери. Рассерженная женщина с криком: «Ах ты, паразит!» схватила со стола чернильницу и замахнулась. Струя чернил залила весь мой костюмчик! На новый костюм довелось собирать много месяцев! Мои дети и сейчас обижаются, что были в школе одеты хуже одноклассников.

Как же поднять уровень жизни в таких условиях? – Трудиться вместе со всем народом, шаг за шагом, с каждой пятилеткой поднимаясь на ступень выше. Но значительная часть населения – обыватели не хотели ждать, они стремились поднять свое благосостояние немедленно! И, нарушая законы социалистического государства, многие искали обходные пути, становясь на путь преступности, теневой экономики, или борьбы за власть. Передовая часть народа сознательно участвовала в борьбе за построение социализма, терпеливо перенося все трудности и лишения. «Мой труд вливается в труд моей республики» – писал поэт. В 20-х – 50-х годах духовный настрой советского народа определяли старшие поколения, которые сохраняли память о царской России, Революции, Отечественной войне и терпели трудности, полные веры в лучшее будущее, вдохновляясь высокими идеями.

2Молодая социалистическая система потерпела поражение в борьбе со зрелой и перезревшей мировой системой капитализма. Осуществив гигантский скачек в экономическом развитии, она не смогла догнать и перегнать наиболее развитые страны капитала в производстве товаров потребления, в производительности труда. На это не хватило времени! Для того, чтобы преодолеть исторически унаследованную отсталость, чтобы укрепить обороноспособность в сопоставлению с военной мощью всего мирового империализма, СССР должен был развивать производительные силы в искусственно деформированном виде: опережающими темпами развивалась тяжелая индустрия, а на развитие производства предметов массового потребления, сельского хозяйства, жилищное строительство средства выделялись во вторую очередь и в недостаточном объеме. Потому мы и не смогли догнать наиболее развитые страны в материальном уровне народных масс.

3. Произошла неизбежная смена поколений. Когда в жизнь вступили молодые поколения лишенные пролетарского классового самосознания, утратившие революционные традиции советского народа, смогли выдвинуться на первый план скрытые, замаскированные антикоммунисты. Они получили поддержку среди океана обывателей – мещан, поверивших, что переход «к рынку», свобода для частной собственности откроет им возможность для обогащения, жизни, как «на Западе» Героические, легендарные старшие поколения, заложившие основы фундамента социализма, завоевавшие великую Победу, сменили поколения их детей и внуков. И дух Революции стал, с годами, сменяться возрастанием Духа Мещанства. Среди детей и внуков во всем большем числе стали преобладать те, кто не ценили уже все блага, достижения, завоеванные, трудом и борьбой старших поколений. Часть молодых поколений утратила традиции, возвышавшие старшие поколения. Главным в жизни обывателей-мещан стало потребление. Они ныли: и того нет, и это не такое! И представляли наше прошлое, как один «Гулаг и дефициты». А я им скажу: у вас слишком короткий масштаб для измерения СССР! Вы не видели и не хотели знать, с какого уровня начинала наша страна, какие испытания Войной она прошла, какие руины от войны унаследовала, как строился тот фундамент, с которого вы начинали свою благополучную жизнь!

4. В основе глубоких различий в складе людей лежит заложенная в подсознании пропасть между альтруистами – коллективистами и индивидуалистами – эгоцентристами. В сознании альтруистов инстинкт самосохранения переплетается с инстинктом общественного сохранения, который определяет чувство сопереживания, любви к другим людям, своему трудовому коллективу, родной стране и даже к передовому человечеству. На противоположном полюсе индивидуалисты – эгоцентристы, у которых ведущий принцип «Было бы мне хорошо!», «После меня хоть потоп». Какая-то степень эгоизма, индивидуализма порождаемая инстинктом самосохранения, на определенном этапе является естественным состоянием человека. Но эти качества у отдельных людей, разрастаясь как раковая опухоль, становятся доминирующими, преобразуясь в эгоцентризм. Эгоцентристы стремятся к своему благу, не считаясь с интересами других людей. Одни из них, стремясь к обогащению, становились на путь преступности, «теневой экономики». Иные добивались денег и славы, были выдающимися мастерами своего дела в избранной профессии. Третьи старались пробиться наверх, к власти, вступая в партию. Именно эгоцентристы и были носителями реставрации капитализма, будучи «капиталистами в себе»!

Между этими полюсами огромное большинство – до 80% населения – люди, которые в подсознании сочетают обе противоположности, личные интересы с соблюдением до какой-то степени общественных. Но при нарастании экономических трудностей, утратив революционные, боевые и трудовые традиции советского народа, часть обывателей-мещан оказалась способной пойти за контрреволюционными силами, качнувшись «вправо». Мне доводилось слышать от коллеги, учителя математики, раздраженного вечными нехватками, вызванными невысокой зарплатой: «Мне все равно, как это называется «капитализм» или «социализм». Лучше там, где больше платят!». Так происходило постепенное перерождение части советского народа.

5Перерождение КПСС. Оно произошло в мирные годы, когда не нужно было жертвовать жизнью на фронтах. В социалистическом обществе нельзя было разбогатеть, владея средствами производства. Вместо честного труда существовал иной путь выделения из массы: подняться на высшие ступени в управлении. И здесь, за «выдвижение» в карьере шла «подковерная» борьба, которая заменяла капиталистическую конкуренцию. На ведущие позиции в партии выдвигаются скрытые эгоцентристы – те из них, кто обладал железной хваткой, организаторскими способностями, отличной памятью, позволявшей запоминать цитаты из первоисточников классиков марксизма-ленинизма, хитростью, пробивными способностями. Невозможно, наверное, было распознать за «коммунистическими» речами с высоких трибун алчных стяжателей в душе, рьяных карьеристов. Так выдвигались на первый план в КПСС такие проходимцы как Горбачев, Ельцин, Кравчук, Шеварднадзе, А. Яковлев и тысячи им подобных, став на определенном этапе организаторами контрреволюционного переворота под маской «перестройки». Партию, авангард советского народа стала покрывать плесень из перерожденцев, которые скрывали свою алчную, стяжательскую сущность высоким званием «коммуниста». Именно их этой среды происходили многочисленные бюрократы, формалисты, чиновники – «унтеры Пришибеевы», которые подрывали авторитет КПСС собственным примером алчности, бездушия, формализма, расхождением слова и дела. В частности, одна из причин массовых репрессий 30-х годов и связана была с борьбой за место в советском обществе. Ленинские кадры, выдвинувшиеся в годы царизма и гражданской войны, стремились убрать и занять их место молодые кадры " выдвиженцев". Из-за «начальников», которые брали горлом, наказаниями, а не личным примером и авторитетом происходит подрыв единства партии и народа, отчуждение масс от КПСС.

Картина дня

наверх