Времена

262 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

Битва за прилавок

Битва за прилавок
Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Как России не упустить историческую возможность и не дать вновь заполонить рынок зарубежным товарам

Россия в настоящий момент фактически выиграла битву за внутренний рынок продовольствия и товаров широкого потребления. Об этом свидетельствует статистика продаж, собранная Росстатом.

По данным службы, доля импортных потребительских товаров в розничной торговле во втором квартале 2017 года составила 33%, а на рынке продовольствия и того меньше: всего 21%. Формально – это минимум с 2005 года, а по факту – победа в борьбе за внутренний рынок.

Анатомия победы

Забавно, что комментируя очевидную победу протекционистского курса, правительственные чиновники никак не могут съехать с либеральной риторики. В частности, в Минпромторге заявили, что замещение импортной продукции отечественной происходит из-за того, что транснациональные корпорации в последние годы занимаются локализацией производства своих продуктов в РФ. Также в ведомстве отметили заслугу «специальных экономических мер 2014 года», более известных в народе как продовольственное эмбарго.

Минсельхоз дал более адекватный комментарий. Там отметили, что в аграрную отрасль активно идут инвестиции, за счет которых компании могут наращивать производственную базу. «В 2015–2016 годах было построено 326 га новых теплиц, плюс 40 га модернизировано. В результате в 2016 году мы собрали 814 тысяч тонн тепличных овощей – на 18% больше объема 2014 года (691 тысяч тонн). По итогам 2016 года мы обеспечили себя овощами на 92%. К 2020 году мы намерены построить еще 1,8 тысяч га теплиц, что позволит полностью закрыть внутренние потребности», – сообщил представитель Министерства СМИ.

Однако и примитивно-либеральный комментарий Минпромторга, и относительно адекватный Минсельхоза, в лучшем случае - полуправда. На самом деле иностранных производителей с российского рынка выгнали не «специальные экономические меры» и не дотации российским компаниям – хотя и они, конечно, сыграли свою роль, – а беспрецедентное обнищание основной массы жителей России.

Минсельхоз
Фото: Стоян Васев/ТАСС

2016 и 2017 годы наши граждане прожили со средней месячной зарплатой в 32 тысячи рублей. В долларовом выражении это – от 413 до 550 «зеленых», в зависимости от валютного курса. Для сравнения, средняя зарплата в Китае на начало 2016 года составляла порядка 820 долларов, а в Турции – 720. Четырехсотдолларовые зарплаты – это удел африканских стран.

Естественно, в глобальном плане рынок с такой низкой покупательной способностью как российская оказался не слишком интересен иностранным поставщикам. Ведь их цель – не продать товары любой ценой, а получить прибыль.

Не так плохо, как могло бы быть

Вообще, сложившаяся ситуация дает основания для осторожного оптимизма. Но не более. Доля откровенного импорта действительно сократилась до рекордных значений, но это не значит, что нам удалось построить самостоятельную экономику.

По состоянию на август этого года, «дочкам» зарубежных компаний принадлежит почти 60% российского рынка молока, более 70% рынка соков, 80% рынка замороженных овощей и фруктов и такая же доля пивоварения, более 90% выпуска консервов. Это последствия той самой «локализации производства», которой так любит хвалиться Минпромторг.

В продовольственной сфере российские компании пока уверенно лидируют только в переработке мяса и выпуске хлебобулочных изделий.

С одной стороны, такое положение дел, безусловно, лучше голого экспорта: производство находится на территории, собственно, РФ, на предприятиях работают российские граждане, получающие за это зарплату, а налоги платятся в российский же бюджет. С другой – эти производства, получая прибыль в России, далее выводят ее на Запад.

Иными словами, за последние годы нам удалось добиться относительной производственно-хозяйственной самостоятельности, но в финансовом и управленческом плане российская экономика продолжает оставаться придатком Запада.

Взлетать будем?

Кудрин
Алексей Кудрин. Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Достигнутый успех стал результатом вынужденного отказа от той экономической стратегии, которую в течение 11 лет с упорством, достойным лучшего применения, реализовывал бывший министр финансов Алексей Кудрин. Суть «кудриномики» сводилась к тому, что большую часть нефтегазовых доходов, которые по тем временам были весьма хорошими, Россия вкладывала в западную финансовую систему. Делалось это под благовидным предлогом создания золотовалютных резервов.

Резервировать российские деньги Кудрин предпочитал в облигациях американского госдолга, фактически спонсируя нашего главного геополитического противника. В пределах же самой России кудринская линия выражалась в безумно задранной ключевой ставке и максимально жесткой кредитной политике. Министр финансов прямо заявлял, что нашей экономике деньги якобы вредят, а потому отказывался не только кредитовать производителей, но даже и финансировать инфраструктурные проекты.

Искусственно вызванный недостаток капитала действительно придерживал инфляцию, что подавалась как эпохальная победа либералов, однако при этом же происходила деградация и угасание производства. Стараниями Кудрина и К° страна превращалась в самую натуральную бензоколонку Запада.

Сломать эту тенденцию помог экономический конфликт 2014 года: правительство РФ вынуждено было закрыть рынок для иностранных поставщиков и начать субсидировать собственных производителей – страшный харам, с точки зрения системных либералов, которые и сейчас пытаются действовать по рецептам Алексея Леонидовича.

При этом надо помнить, что сейчас уменьшение доли иностранных производителей достигнуто не за счет развития, а за счет угасания российского рынка. Иностранные компании не разорились, не исчезли, они просто ушли на более прибыльные рынки. Российским же предприятиям уходить некуда. Если нынешняя тенденция продолжится, то для наших компаний все сложится весьма печально.

Однако если спад действительно закончился и впереди этап восстановительного роста, как в этом нас уверяют эксперты из правительства, то нам крайне важно обеспечить развитие отечественных производителей через снижение налогов и повышение доступности кредитов. Можно, конечно, сделать ставку и на транснациональные компании, но в этом случае надо быть готовым к тому, что по мере развития производств из нашей страны будет выводиться все больше и больше средств, и рано или поздно мы столкнемся с необходимостью передела реального сектора в пользу отечественных предпринимателей. Естественно, это положит начало новому витку экономических войн и противостояния с иностранным капиталом. Гораздо разумнее не доводить до этого ситуацию, заранее позаботившись о развитии российских производителей.

Подытоживая сказанное – чтобы не упустить хороший исторический шанс, который есть сейчас у российской экономики, необходимо выкинуть на помойку истории оставшиеся элементы кудринской экономики, в том числе закупки американских «трежерис» и дикую кредитную политику.

Картина дня

наверх