Времена

262 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

Евросоюз взял курс на федерализацию

Евросоюз взял курс на федерализацию

Евросоюз взял курс на федерализацию
Фото: Jean Francois Badias/AP/TASS

Озвученный главою Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером курс на федерализацию призван укрепить Евросоюз, дисциплинировать его членов. Это означает, что более сильный ЕС будет более независимым от США, что выгодно для России

Евросоюз объявил курс на федерализацию. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер в своем ежегодном послании в Страсбурге о ситуации в ЕС призвал европейцев "поднимать якорь и ставить паруса", "смело" двигаться к федерализации. Юнкер на сессии Европарламента, говоря на немецком и французском языках и демонстративно отказавшись употреблять английский, призвал к революционным изменениям в структуре ЕС. Он предложил депутатам поставить во главе сообщества одного президента, депутатов Европарламента выбирать на основании транснациональных списков, а единую европейскую валюту – евро, которой пока пользуются лишь 19 из 28 стран-членов ЕС, сделать действительно единой.

Нынешняя структура власти в ЕС подразумевает существование двух постов с весьма схожими функциями: президента Еврокомиссии и председателя Совета ЕС. Их-то Юнкер и предложил объединить, так как "было бы лучше, если бы корабль Европы вел один капитан". Он дал при этом понять, что сам таким капитаном стать не стремится. Полномочия Юнкера как президента ЕС заканчиваются в 2019 году.

Предложения Юнкера

Отметив, что экономика ЕС полностью оправилась от экономического кризиса и продолжает расти, Юнкер сказал: "Ветер вновь раздувает паруса Европы. У нас есть сейчас окно возможностей, но оно не будет открыто вечно. Давайте по максимуму используем момент, поймав ветер в паруса".

Так, по мнению Юнкера, к еврозоне должны присоединиться все восточноевропейские члены Евросоюза, в том числе такие бедные страны с нестабильной экономикой как Болгария и Румыния, а также евроскептически настроенные Польша и Венгрия. Президент Еврокомиссии предложил выделить в бюджете ЕС отдельную статью расходов для расширения еврозоны. Эти средства должны укрепить экономику нестабильных государств ЕС и облегчить им переход на евро.

Президент Еврокомиссии уверен, что хотя Турция не станет в обозримом будущем членом ЕС, а Британия из него выйдет, сообщество будет все же постепенно расширяться. И за редчайшими исключениями, в числе которых он упомянул, в частности, наполовину состоящую в ЕС Данию, по-настоящему единой валютой ЕС должно стать евро, чтобы уже в ближайшее время на еврозону приходилось 85% богатства Европы.

Юнкер обрисовал самый широкий план европейской федерализации, в том числе меры по повышению конкурентоспособности европейской промышленности, обеспечению единых стандартов на рынке труда, развитию и укреплению торговых отношений ЕС с ЕС с зарубежными странами.

Юнкер
В программной речи в Европарламенте в Страсбурге глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер обрисовал комплексный план федерализации Европы. Фото: Jean Francois Badias/AP/TASS

Уроки извлечены: палку перегибать не будут

Вместе с тем президент Еврокомиссии, чтобы не перегибать палку, дистанцировался от проекта радикальных общеевропейских реформ французского президента Эмманюэля Макрона. В частности, Юнкер не считает нужным создание должности министра финансов ЕС с собственным многомиллиардным бюджетом. Он наверняка увидел в этом попытку француза поглубже запустить руку в немецкий кошелек, на что немцы, главные спонсоры и одновременно бенефициары ЕС, естественно, не согласны, по крайней мере, на данном этапе. Чтобы не обижать Макрона, он предложил возложить обязанности "министра финансов" ЕС на еврокомиссара по экономическим вопросам, который является также главой Еврогруппы – неформальной структуры, объединяющей министров финансов стран-членов еврозоны. Таким образом, предлагается создать пост не министра, а координатора финансовой деятельности ЕС.

Учитывая усталость и недовольство европейцев бюрократизацией и разбуханием ЕС, Юнкер также высказался против дальнейшего расширения европейских административных структур и изменений в европейских договорах.

Таким образом, можно констатировать, что шок от Brexit прошел, и ЕС в основном преодолел свой экзистенциальный кризис, которому этот шок, фактически, пошел на пользу, потому что именно Британия как "смотрящий" от США и страна с собственной величественной имперской историей была душой сопротивления ряда европейских стран дальнейшей евроинтеграции.

Германия - довольна

В Германии встретили выступление Юнкера с большим удовлетворением, так как предложенные им меры приведут к восстановлению управляемости ЕС, дисциплинируют его членов, отберут в обозримом будущем у противящихся немецкому диктату стран вроде Польши или Венгрии контроль над их финансовыми системами. Что должно сделать их более покладистыми, или вынудить отправляться в свободное плавание, от которого они уже порядком отвыкли и которого на самом деле страшатся.

"Мы приветствуем, что глава Еврокомиссии посвятил свою речь ситуации в ЕС с акцентом на важные вопросы будущего и приоритеты сообщества", - заявил официальный представитель кабинета министров ФРГ Штеффен Зайберт.

Габриель
Глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль: "Жан-Клод Юнкер указывает на правильный путь сохранения единства нашего континента". Фото: www.globallookpress.com

Глава МИД Германии Зигмар Габриэль, со своей стороны, напомнил, что расширение еврозоны на весь ЕС предусмотрено в основополагающих законах сообщества. По его словам, "Жан-Клод Юнкер указывает на правильный путь сохранения единства нашего континента", поскольку "нельзя ни в коем случае допустить разделение Европейского союза на восток и запад, север и юг, на бедных и богатых".

На самом же деле Юнкер просто предложил идти дальше по пути укрепления немецкой гегемонии в Европе – к четвертому рейху. Ведь если та или иная страна лишается на этом пути своей валюты, то обратно – на свободу – она уже вряд ли вернется, что мы видим на примере той же Греции. А ведь Афинам пришлось в свое время с помощью американских инвестиционных банкиров фальсифицировать свои финансовые показатели, чтобы греков приняли в еврозону. Теперь ее обаяние поблекло, но зато и попасть туда будет намного легче. Все, кто собираются или будут вынуждены проделать этот путь, должны понимать, что они лишатся своей промышленности и, возможно, даже сельского хозяйства и станут экономической периферией более богатых и развитых стран ЕС в обмен на транши и послушание. Понятно, что все основные положения речи Юнкера были заранее согласованы с Берлином и поэтому не стали для него неожиданностью.

С учетом того, что другой важнейшей, хотя и не реализуемой быстро задачей для Евросоюза в свете доминирования США в НАТО является создание евроармии, как это явствует из недавней речи перед главами дипмиссий ЕС верховного представителя сообщества по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, мы имеем весь "джентельменский набор", необходимый для превращения ЕС в "Соединенные Штаты Европы". Хотя тот же Юнкер, чтобы не пугать европейцев, отказывается называть вещи своими именами и заявляет, что эта задача не стоит на повестке дня. Стоит и еще как. Один президент, одна валюта и одна армия – это уже государство, а не конгломерат государств.

Как к этому должна относиться Россия?

Скорее положительно, чем отрицательно.

Конечно, с одной стороны, жалко, что Европа будет и далее терять свою самобытность, растворяться в наднациональном неолиберальном государстве. Но, с другой стороны, возводимая на крепком немецком экономическом фундаменте новая сверхдержава неизбежно эмансипируется от США, так как у европейцев и американцев очень часто будут возникать конфликтующие интересы.

Долгое время считалось, что России легче строить отношения с индивидуальными европейскими странами, особенно теми, которые сами желают такого сотрудничества. Однако если ЕС превратится в самостоятельного экономического и геополитического игрока и не будет в будущем использоваться для принуждения отдельных европейских стран идти в кильватере американской политики, то ситуация изменится. Поскольку Россия желает сотрудничать со всеми на основе уважения обоюдных интересов и получения взаимной выгоды, объединившиеся в одном государстве европейцы, если им будет это выгодно, смогут сотрудничать с Россией без оглядки на американцев. Отдельные европейские страны те могли бы "взять к ногтю", если что-то не понравится Вашингтону, а проделать то же самое с супергосударством ЕС уже не получится. Таким образом, в мире появится надежный игрок, с которым России можно будет иметь дело, не тратя времени зря, который не будет прогибаться перед США и действовать вопреки своим интересам. Поэтому-то США при президенте Дональде Трампе пытаются ослабить и развалить ЕС. Россия же, напротив, заинтересована в сильном и предсказуемом партнере в Европе, не желающем смотреть в рот американцам. Такая ситуация не возникнет немедленно, однако она будет выгодна для России в обозримом будущем. А что будет дальше, посмотрим. Может быть, когда-нибудь и США станут союзником России, коим они были на протяжении почти всего XIX века.

Картина дня

наверх