Времена

261 подписчик

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

ПРАЗДНИКИ

ПРАВИЛЬНАЯ МАСЛЕНИЦА

Часть 1.

          Когда-то давным-давно, в те благословенные (или жутковатые) времена, когда в наших краях поклонялись языческим богам, новый год приходил к нашим предкам первого марта, вместе с ликом бога Ярилы-Солнца. Поскольку олицетворением божественного лика являлся румяный блин, следовало выпечь ритуальных яств как можно больше. А еще пекли из теста множество птичек-жаворонков, которые должны были принести на крыльях долгожданное весеннее тепло, а с ним и надежды на урожайное лето и всеобщий достаток и благоденствие.
          Как всегда, христианство постаралось использовать языческие традиции, вложив в старые обычаи новый смысл, и в итоге, как это опять-таки часто бывает на Святой Руси, получился весьма своеобразный смешанный языческо-православный праздник.
          Но как бы там ни было, празднование Масленицы было делом серьезным, ведь от правильной ее встречи зависело, каким будет лето, а главное, урожай. Начинать приготовления следовало еще в субботу на предмасленичной неделе. Именно тогда хозяйки начинали печь блины, и этот процесс не прекращался всю следующую неделю.
         

В некоторых деревнях по традиции самый первый блин выдавали мальчику лет десяти, который должен был ни в коем случае не есть его, а взгромоздиться на ухват или кочергу и скакать по огороду, держа блин в руке и крича во всю глотку:
          «Прощай, зима сопливая!
          Приходи, лето красное!
          Соху, борону, -
          И пахать пойду!»
          Другие дети бегали по деревне с лаптями в руках и спрашивали всех, кто возвращался из города, не везут ли они Масленицу. Услышав в ответ «нет», били недотепу лаптями. В последнее перед Масленицей воскресенье, называемое «мясным» созывались семейные посиделки, родственники и друзья ездили друг к другу в гости «доедать барана», «заговлялись на сыр да масло». Заодно внимательно следили за погодой:
          «Ненастье в воскресенье перед масляной – к урожаю грибов;
          Если на Масленицу идет снег – будет урожай гречихи;
          Какой день Масляны красный – в такой сей пшеницу».
          Все, что следовало делать на масленичной неделе, было жесточайшим образом регламентировано народной традицией, и не дай Бог, что-то нарушить, не исполнить или перепутать.
          Семь дней масленичной недели имели свои названия, которые указывали на его значение и на обязанности празднующих (помимо бесконечного выпекания блинов). Первые три дня назывались «узкой Масленицей», в эти дни еще можно было заниматься хозяйственным делами. А с четверга начиналась «Широкая

Масленица», когда все работы прекращались и нужно было полностью посвятить себя празднованию.
          Понедельник именовался «встреча». В этот день нужно было закончить основные организационные дела. Невестку с утра отправляли в дом к ее родителям, туда же вечером приходили в гости свекор со свекровью, чтобы договориться о том, кто, когда и к кому приходит в гости. На улицах достраивали снежные горы, ставили качели и балаганы. А самое главное, из соломы, старой одежды и прочих подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое возили в санях по всей деревне в течение вей недели.
          Дети, которые сооружали снежные горы, в некоторых местах скороговоркой поизносили ритуальное приветствие Масленице:
          «Звал-позывал честной Семик Широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиный косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка,  кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!..»
          После чего сбегали с гор с криком «Приехала Масленица!»
       

   Приготовление блинов также было обставлено со всей обрядовой строгостью. Начинать нужно было накануне, еще в воскресенье вечером. После того, как на небе появятся месяц и звезды, старшая женщина в семье тайком от прочих выходила к колодцу или реке за водой, а заодно призыывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару:
          «Месяц, ты, месяц!
          Золотые рожки!
          Выглянь в окошко,
          Подуй на опару!»
          Единственое, что, вероятно, не регламентировалось обычаями, это был рецепт блинов. У каждой хозяйки он был свой и, разумеется, свои тонкости и секреты она тщательно хранила в строжайшей тайне.
          Первый блин, испеченный на Масленичной неделе ни в коем случае нельзя было есть. Он предназначался «для душ родительских», и обычно клался на слуховое окно со словами:
          «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок»
          В некоторых местах этот первый блин отдавали нищим, чтобы они помянули всех усопших.
         

Далее наступал следующий день, вторник, который назывался «заигрыш». Это был день смотрин потенциальных невест, поскольку сватовство, состоявшееся на масленичной неделе позволяло сыграть свадьбу на Красную горку сразу после Пасхи, что считалось залогом счастливой семейной жизни. Поэтому во вторник с самого утра молодых людей приглашали в гости в семьи с незамужними девицам на выданье. Чтобы поесть блинов, а затем начинались катания с гор. Женихов зазывали со словами:
          «У нас горы снежные готовы и блины напечены – просим жаловать!»

          Третий день масленичной недели – среда – именовался «лакомка», «разгул» или «перелом». Основным его событием было посещение зятем тещи. Она сама готовила ему блины, сама его радушно встречала и щедро угощала, всячески демонстрируя расположение к мужу своей дочери (сколько зятьев не пережили тещиного угощения, история умалчивает). Впрочем, на эти посиделки приглашались и другие гости, а мероприятие в целом должно было продемонстрировать полное семейное единение и гармонию:
          «Придет зять, где сметанки взять?
          У тещи зять – первый гость,
          А принят в дом – первый разбойник.
          Зять в дом – и иконы вон».
          Так что, «был у тещи, да рад утекши»
          Со среды начинались и массовые катания с гор и на тройках. В первые дни недели так развлекались только дети, которые скатывались с  гор с веселыми выкриками:

          «Широкорожая Масленица,
          Мы тобою хвалимся,
          На горах катаемся,
          Блинами объедаемся!»
          А со среды (или в некоторых местностях с четверга), к веселью присоединялись парни и девушки. Обязательно должны были скатиться с горы все деревенские пряхи, поскольку считалось, что у той, которая съедет дальше всех будет самый лучший лен.
          В некоторых областях, например в Архангельской, существовал отдельный обряд катания с горы молодоженов, то есть пар, которые поженились в прошедшем году. Молодые пары подъезжали к самой высокой горе на тройках. Их встречала компания холостых парней и мужичков. Каждый из молодых мужей поднимался на вершину горы и усаживался в сани, а зрители начинали выкликать его жену: «Молоду такого-то на горку!»
          Услышав приглашение, девушка торжественно выходила из саней, кланялась на все стороны света, и поднималась к мужу, продолжая кланяться. Затем она садилась к мужу на колени и два или три раза целовала его в губы. Зрители удерживали санки и кричали: «Еще, еще раз подмажь, ходче пойдет!» Только после десятка смачных поцелуев санки отпускали скатиться с горы, а после этого молодая должна была поцеловать мужа еще раз. Это были обязаны проделать все пары местных молодоженов, но только по одному разу.


          Часто на Масленицу молодожены выезжали «на люди» в расписных санях, одетые в свадебные костюмы. Они должны были нанести визиты всем, кто гулял на их свадьбе, одаривая друзей, и получая ответные подарки. Существовал также довольно странный обычай, который назывался «Столбы», когда все нарядно одетые деревенские молодожены вставали рядами вдоль деревенской улицы и всенародно показывали, как они любят друг друга. При этом они кричали: «Порох на губах!» и предлагали всем прохожим прилюдно целоваться. Прохожие не оставались в долгу и отпускали всевозможные шутки, иногда довольно скабрезные. Длилось все это около часа, а потом все ехали кататься на тройках.
          В Тверской губернии на двор к молодой приводили сани и борону и предлагали ей выкупить шелыгу, то есть кнут. Если денег хватало на выкуп, до девушка отправлялась кататься в санях, а если нет, то ее сажали на борону. А во Владимирской губернии поутру вытаскивали на улицу молодого мужа и зарывали его в снег. Жена должна была его выкупать, поднести «зарывальщикам» угощение и целовать его столько раз, сколько попросят (интересно сколько молодых мужей не дожило после этого до следующей Масленицы, померев от воспаления легких?)


          В Вятской губернии холостые парни отправлялись с визитами к новобрачным. Им разрешалось целовать молодушек (три раза, не более), которые живут замужем первую Масленицу, а в обязанности молодых жен входило угощать гостей пивом.
Холостые парни и незамужние девушки также были героями праздничных гуляний, поскольку очень многие традиции и обычаи были направлены на то, чтобы помочь им поскорее найти себе пару.
   

      В Воронежской губернии было принято «выборанивать» девок: по улицам вдоль домов таскали борону, поскольку считалось, что так девушкам будет проще выти замуж. А в Костромской губернии женщины отлавливали на улицах неженатых парней и привязывали к ним колоды в наказание за то, что еще не женился. Парни откупались вином, конфетами и, естественно, блинами.

Картина дня

наверх