Времена

261 подписчик

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

Не забудет и не простит! Что если опальный Медведев вновь вернется в силу?

Положению премьера не позавидуешь. Но и его оппонентам завидовать тоже не стоит.

Кажется, в актуальный политический словарь пора возвращать подзабытое слово «опала» – сейчас нет более точного термина, который описывал бы состояние премьера Медведева. Нельзя сказать, что его положение во власти как-то изменили расследование Навального и сопутствующие обстоятельства; скорее скандал высветил то, что раньше не бросалось в глаза.

Медведев одинок – публичных союзников и друзей во власти и около у него нет. Медведев уязвим – сейчас вообще кажется, что он единственный российский чиновник, критика которого легко конвертируется в массовые уличные акции. Медведев не та фигура, на которую можно делать серьезные политические ставки. Когда речь заходит о самых влиятельных людях путинской системы, имя формально второго человека во власти не приходит в голову никому. Сечин, Шойгу, Собянин, даже Володин – имен, которые сегодня значат больше, чем имя Медведева, наберется добрый десяток. Медведев существует в вакууме – политическом, аппаратном, медийном.

Наверное, его нынешнее положение даже хуже отставки – отставник может запереться на даче, и никаких вопросов к нему не будет, отдыхает человек. А тут речь идет о действующем премьере, вынужденном регулярно появляться на людях, произносить положенные слова, улыбаться – понимая при этом, что говорят за его спиной те люди, которые сидят перед ним.

Отсутствие публичных (и, возможно, непубличных тоже) претензий со стороны Путина делает положение Медведева еще более двусмысленным. Это тот случай, когда даже молчаливая поддержка президента идет во вред: популярное объяснение «Путин его не снимает, так как пообещал в 2011 году» звучит максимально унизительно. Если полумифическая просроченная договоренность оказывается единственным политическим ресурсом чиновника, то что вообще от этого чиновника осталось? Ничего.

Неуклюжая медийная отработка фильма о «Димоне» спустя полтора месяца после его выхода – судебный иск Алишера Усманова и интервью Ильи Елисеева «Коммерсанту» – только усилила обвинения Навального. Опубликованная на днях отчетность фонда «Дар», якобы подмятого Медведевым, показала, что по размерам благотворительных трат он уступает только гиганту «Подари жизнь». А если брать все четыре фонда, о которых говорил Навальный, то медведевские структуры, о благотворительной деятельности которых никто никогда не слышал, оказываются крупнейшими жертвователями в масштабах страны. И это выглядит дополнительным компроматом на Медведева, а вовсе не его оправданием.

Опрос Левада-центра, согласно которому 45% россиян выступают за отставку Медведева, можно считать спорным, даже не замечать вообще – мало ли опросов проводят социологи по разным поводам. Но и публикация этого опроса хорошо легла в общую колею неприятностей Медведева. Скандальная реакция его пресс-секретаря Тимаковой только привлекла внимание к опросу – и, что важнее, показала, что кроме собственного пресс-секретаря у Медведева никаких защитников нет. Он совершенно один, и, пожалуй, это самое нелепое положение, в котором сегодня может оказаться глава российского правительства.

В сверхцентрализованной стране, где все зависят от федеральных денег, по всей логике вещей дружбы и расположения премьера должны искать сотни и тысячи чиновников, политиков, общественных деятелей. Но они шарахаются от Медведева, никто не готов делиться с ним своей репутацией, а самые одиозные околовластные люди типа Никиты Михалкова уже открыто осуждают премьера за то, что он не ответил Навальному сразу.

Тимакова, комментируя опрос «Левады», говорит о политическом заказе, но не называет его инициаторов, так что остается гадать, кого она имела в виду. Принятая в нынешней российской системе аппаратная этика исключает возможность прямой полемики между конфликтующими фигурами, и понятно, что Тимакова не может сказать прямо, что за атакой на Медведева стоит (допустим) Сечин. Но хотя бы в таком робком формате признание политического конфликта, жертвой или заложником которого стал Медведев – это уже новость.

Вряд ли кто-то сегодня может дать Медведеву совет, как ему надо себя вести в условиях этого конфликта, но, похоже, единственный доступный ему способ поведения – это пересидеть опалу, стараясь вести себя как можно тише. Любое резкое движение может привести к отставке, лишь готовность сносить все удары с виноватой улыбочкой и заученным набором оправданий про «судимого персонажа» дают шанс на какое-то будущее – вплоть до нового преемничества.

Но проблема в том, что это будущее Медведев встретит в наихудшей форме, какая только может быть у политика. И при первой возможности реванша она обернется самым жестким радикализмом в противостоянии и с аппаратными оппонентами, и с теми нынешними оппозиционерами, которые атакуют Медведева публично.

Если он когда-нибудь снова окажется сильным, пусть и под присмотром Путина, как в 2008-11 годах, можно не сомневаться – он и Навального посадит, и Левада-центр разгонит, и тех, кого мнит организаторами атаки на него, растопчет и унизит.

Если не иметь в виду сценариев, предусматривающих исчезновение Медведева из власти именно сейчас, этой весной, Медведев, скорее всего, уже превратился в самого радикального политического ястреба. И если он когда-то снова станет сильным, от него нужно ждать не новой «модернизации» (тем более что сама ее идея давно дискредитирована им самим), а самого жестокого закручивания всех доступных Кремлю политических гаек.

Если Путин боится хаоса и анархии, которые наступят после его ухода, Медведев, переживший эту весну, оказывается идеальным преемником – этот человек после настолько унизительной опалы ничего никому не забудет и не простит.

Олег Кашин
➡ Источник:
http://publizist.ru/blogs/108984/18470/-

Картина дня

наверх