Времена

261 подписчик

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

О принципиальной безнравственности религии

За все религии не скажу, - их слишком много, да я и не доктор, - а только за авраамические. К нравственности - сиречь внутреннему этическому чувству, - они имеют крайне слабое отношение, - разве что если само по себе совпадет. Авраамические религии - царство не нравственности, но морали, - свода норм и правил, принятых в обществе и им поддерживаемых.

Что иудейство, что христианство, что ислам - очерчивают ассортимент "правильного" и "греховного", - причем вовсю при этом используют пряник вечного райского блаженства и кнут страха перед вечными же адскими мучениями. С чисто рациональной точки зрения - вообще получается, что выигрышной стратегией является если не уверовать искренне, - то, как минимум, соблюдать нормы и не выходить за рамки. Если после смерти, вопреки тому, что нам рассказывали, настанет небытие, - или же бытие по совершенно иным правилам, что нам говорили, - мы совершенно ничем не рискуем. А если таки да, - то соблюдение заповедей таки приведет нас в рай.

Но эта история - история про собаку Павлова, которую к тем или иным действиям побуждают подачкой вкусняшки либо ударом электрического тока. Я никоим образом не хочу оскорбить ничьих религиозных чувств, - но если человек с раннего детства усвоил, что вот за это, это и это ему будет Геенна Огненная, - у меня совершенно нет уверенности, что он ведет себя "правильно" по собственной свободной воле. Эту историю можно уподобить изнасилованию под угрозой оружия. "Откажешься - пристрелю; согласишься - денег дам."

В этом плане и атеизм, и агностицизм представляются мне куда более нравственными и этичными. Атеист верит в то, что Бога нет, - и этические выборы, которые он делает, никак не связаны с последующим возможным поощрением или наказанием. Агностик понятия не имеет, - существует ли Бог; а если да, - кто он, какой и чего желает, - и тоже, собственно, - неизбежно руководствуется внутренним нравственным чувством.

Очень легко не украсть, если за кражу грозит неизбежный тюремный срок или, например, Геенна Огненная. Гораздо важнее, - что человек выберет, - пусть даже очень и очень нуждаясь, - абсолютно точно при этом зная что ему за эту кражу ничего не будет.

Картина дня

наверх