Времена

262 подписчика

Свежие комментарии

  • Сергей
    "За многолетний добросовестный труд"  - даже не смешно. Или он работал с коэффициентом год за 10 лет?Орден сыну Сечина...
  • Александр Чугунов
    Теперь он ратует за увеличение армии.Видимо и своего сына на контракт в Донбасс отправит.Откуда у Дмитрия ...

Почему Горький неудобен современной элите

28 марта 2017 года исполняется 149 лет со дня рождения Максима Горького (родился 16 марта 1868 года по старому стилю).

Неудобен Горький в сегодняшней официальной России, но у остальной России, в отличие от «элиты», потребность в нем есть

Приближение полуторавекового юбилея буревестника революции официальные власти предпочитают не замечать. Впрочем, это и неудивительно – они напряженно готовятся к 100-летию Александра Солженицына, которое тоже выпадет на 2018 год. Некогда им вспоминать Горького, чьи произведения отнюдь не сахар для власть имущих.

Смотреться в зеркало горьковских "Заметок о мещанстве" для них крайне неприятно – это огромный удар по самооценке. Слова Горького о великой роли науки и образования – это пощечины нынешним погромщикам РАН и высшей школы, внедрителям ЕГЭ, а также поборникам клерикализации образования. А как прикажете реагировать высокопоставленным лицам на следующую фразу писателя: "Великая заслуга перед жизнью и людьми – сохранить в душе истинно человеческое в дни, когда торжествует обезумевшая свинья"? Это же сразу несколько статей Уголовного кодекса и, опять же, удар по самолюбию…

Неудобен Горький в сегодняшней официальной России. Но у всей остальной России, в отличие от "элиты", потребность в Горьком есть.

На пике перестройки и в "лихие 90-е" его имя подверглось шельмованию. Город Горький переименовали обратно в Нижний Новгород, с логотипа "Литературной газеты" исчез его профиль, количество часов на изучение горьковских произведений в школе сжималось, как шагреневая кожа. На сегодняшний день ситуация не изменилась. На днях из села Молоково Ленинского района Подмосковья пришла грустная весть. При реконструкции дома культуры "Буревестник" с фасада был демонтирован профиль писателя. Осталось лишь графическое изображение буревестника. Но без горьковского профиля оно символизирует только отряд длиннокрылых и короткохвостых морских птиц.

Налицо борьба с исторической памятью – тихая, медленная, ползучая "декоммунизация" и "десоветизация". Как горьковский Уж из "Песни о Соколе". Впрочем, тихое выдавливание Горького из пространства исторической памяти проходит еще и путем подмены смыслов. Любители лишний раз упрекнуть советскую власть с упоением цитируют некоторые выдержки из горьковских "Несвоевременных мыслей". Но ценители такого занимательного чтения забывают (сознательно или случайно), что разногласия Горького с большевиками в период Октября имели временный характер. Выдергивая из контекста цитаты, "Красного Максима" пытаются обесцветить и представить чуть ли не либералом.

Между тем, трудно найти среди отечественных писателей начала ХХ века большего врага самодержавия и капитализма, жаждущего грядущей революции и становления социалистического общества. Горьковская ненависть к капитализму была искренней, органичной. Она вытекала из подробнейшего знания жизни тех, кто был брошен на самое дно общества, из богатого личного опыта.

В художественных произведениях Горького перед нами предстает жизнь "России, которую мы потеряли" – без прикрас. В горьковской публицистике мы находим осмысление этих явлений. Языком не только писателя, но и публициста, просветителя, политика, борца. Горький никогда не затушевывал острых вопросов жизни, он ставил их ребром.

Вот яркий пример того, как писатель охарактеризовал взаимоотношения имущих классов царской России и народа: "Когда вы говорите о любви, вы вашей сладкой речью хотите только заговорить зубы ваших ближних, оскаленные голодом и злобой, вам кажется, что, смягчив любовью сердца озлобленных и угнетенных вами, вы можете ослабить силу их справедливой мести. Вы лицемерите, когда зовете братьями людей, которых вы поработили, вы лжете, проповедуя любовь тем людям, в сердцах которых вы сами же посеяли зависть, ненависть и злобу. Вы искренни, конечно, когда советуете ближним вашим: люби нас. Но вы скрываете за этими словами другие, более правдивые слова: несите терпеливо, не возмущаясь, без ропота тяжелый гнет труда, унижения, нищеты, возложенной нами на ваши спины. Но вы все нагло лжете, когда говорите своим рабам: мы тоже любим вас".

Эти слова заставляют вспомнить риторику современных политических деятелей России, в которой часто употребляется слово "единство" и его производные. "Единая Россия", "народное единство" – слишком часто мы слышим эти словосочетания. Горький не испытывал иллюзий насчет того, что глубокие социальные противоречия можно разрешить тихо и мирно: "Рабов – нельзя любить! Их можно только презирать или бояться". В этом раскрыта жестокая правда того, что официальные профсоюзы называют сегодня красивой фразой "социальное партнерство", прикрываясь которой, власть производит демонтаж остатков социального государства.

Писателю чужда идеализация русского народа – он не перестает говорить о тяжелом пьянстве среди низов, вопиющей неграмотности и бытовании самых диких суеверий, о бытовой жестокости, о разгильдяйстве и лени многих подневольных работников. Но в этих словах нет ни презрения, ни русофобии – есть только боль и видение социальных корней этих пороков. Но вместе с тем и горячее желание их изжить, искоренить, раскрыть миру тот великий потенциал, что таится в народе. Очень ярко это проявляется в романе "Мать", где рабочий Павел Власов проходит путь от забитого бытовыми тяготами и пороками рабочего до революционера.

Великая вера в человека, в возможности человеческого разума и человеческой воли жила в Горьком. И свой общественный долг писатель видел в том, чтобы помочь раскрыть эти возможности миллионам рабочих и крестьян.

Он очень хорошо выразил его в одном из рассказов цикла "По Руси": "Иду во тьме и сам себе свечу; мне кажется, что я живой фонарь, в груди моей красным огнем горит сердце, и так жарко хочется, чтобы кто-то боязливый, заплутавшийся в ночи – увидал этот маленький огонь…". Отсюда – его гигантская общественно-политическая активность. Он сбивается с ног, дабы посетить высших царских сановников и предотвратить расстрел рабочих 9 января 1905 года. Когда власть проявила глухоту, и расстрел все-таки состоялся, он безоговорочно выступил против самодержавия, на стороне народа. В 1912 году Горький из своих средств внес треть капитала, необходимого на издание большевистской газеты "Правда". После Октября он стоит у истоков борьбы за ликвидацию безграмотности, инициирует создание крупных издательских проектов "История Гражданской войны", "История фабрик и заводов".

Благодаря чуткости и колоссальному знанию человеческой природы, Горький ввел в советскую литературу десятки новых авторов, сумел разглядеть во вчерашних рабочих, крестьянах и солдатах будущих "инженеров человеческих душ". Очень символично, что при Иосифе Сталине именно Горький стал первым председателем Союза писателей СССР и получил членский билет за №1. Советская литература была в значительной мере его детищем.

А вот мнение современного либерального писателя Дмитрия Быкова: "Россия - бросовая страна с безнадежным населением… Российское население неэффективно. Надо дать ему возможность спокойно спиться или вымереть от старости, пичкая соответствующими зрелищами".

Разительное отличие от горьковского мировоззрения и деятельности, не правда ли? Отличие большевика от современного российского либерала. Впрочем, сам Горький поставил диагноз таким взглядам, назвав их "мещанским цинизмом". Даже находясь на пике известности и славы, Алексей Максимович [настоящие имя и отчество, - прим.] не утрачивал связи с той средой, откуда он вышел. Его близость к рабочему люду была общеизвестной. В Хабаровске есть микрорайон, известный под названием Поселок им. А.М. Горького. В марте 1932 года главное управление воздушного флота объявило о строительстве авиаремонтного завода и моторных мастерских в Хабаровске. Через два года на пустом месте выросли корпуса нового завода – сдан в эксплуатацию мотороремонтный цех, продолжалось строительство самолеторемонтного цеха. Завод приступил к решению своей главной задачи – ремонту авиационных моторов. Именно в те радостные для рабочих завода дни была высказана мысль – дать предприятию наряду с номером еще и имя. Коллектив рабочих направил письмо Горькому, в связи с их просьбой в адрес правительства назвать завод в его честь. Писатель с большим вниманием отнесся к письму хабаровских рабочих завода №83 и написал обстоятельный ответ, опубликованный в газете "Тихоокеанский авиаработник".

В нем были такие слова: "Я горячо благодарю вас за хорошее, дружеское письмо и за торжественное ваше обещание начать решительную борьбу против некультурности в производстве и быте. Разумеется, я твердо уверен, что если вы обещаете, значит сделаете. Цель работы вашей прекрасна, высока, и если путь к ней еще труден, вы уже видите, что с каждым годом пролетариат делает путь этот все шире, легче, с каждым годом все быстрее растет жажда знаний, жажда культурной жизни".

И завод, и поселок решением правительства получили имя А.М. Горького. А коллектив завода в полном объеме сдержал слово, данное "буревестнику революции". Но сегодня на некогда могучем предприятии работают около 200 человек в нескольких цехах - завод на грани банкротства… Многие цеха со сложнейшим оборудованием разгромлены, площади сдаются частникам, повсюду следы запустения.

Очень хочется верить, что все станет иначе, и вновь мимо горьковского портрета со словами "Цель работы вашей прекрасна" через проходную будут устремляться к рабочим местам тысячи рабочих. Но никаких предпосылок для этого сейчас нет. Для этого нужна не только кардинальная смена социально-экономического курса, но и изменение самой сути общественных отношений. В обществе, где человек труда угнетен, бесправен, задавлен нищетой и отстранен от рычагов власти, не может быть и речи о нормальном развитии. Огромный творческий потенциал, который есть в народе, расходуется попусту и идет на обогащение лишь немногочисленной прослойки олигархии и бюрократии. В раскрытии этого потенциала, в преобразовании общества на основе освобождения труда и уважения к человеку труда Горький видит огромную гуманистическую значимость идей социализма.

Горький сумел разглядеть в Великой Октябрьской социалистической революции то, что некоторые отказались и сейчас отказываются увидеть за кровавыми событиями Гражданской войны: "Революции никогда не являлись паузами в истории культурного роста человечества, революция – это процесс вызова к жизни новых творческих сил". Пожалуй, это одно из лучших определений революции, которые когда-либо были даны в отечественной литературе. Встречая 100-летие революций 1917 года, нам стоит об этом помнить.

Автор: Станислав Сливко

Картина дня

наверх